Методика обучения с кубиками Зайцева: отзывы

Каждый родитель хочет для своего ребенка самого лучшего с первых дней его жизни, поэтому выбор всего, что может соприкоснуться с малышом, осуществляется очень серьезно. Особенно это касается методик обучения самым простым, но таким важным вещам: хождению, говорению, чтению, письму.

Уже давно специалисты выяснили, что лучше всего дети обучаются посредством игрового процесса, когда знание не вкладывается в голову насильно, а приходит с опытом и словно между делом. Так была разработана методика Николая Александровича Зайцева, которая помогала достичь сразу нескольких целей. Что она из себя представляет?

Кубики Зайцева: методика обучения для малышей и не только

Методика обучения с кубиками Зайцева: отзывы

Изначально эта система освоения языка (позже – и арифметики) была рождена для взрослых: ее основатель, Николай Александрович Зайцев, педагог-филолог, работал в Индонезии с офицерами, которым требовалось освоить русский язык, который для них являлся иностранным. С учетом того, что эти люди уже давно забыли школьную скамью, их обучение должно было отличаться от стандартного. Молодому педагогу это удалось. Так и родилась методика кубиков Зайцева, которую впоследствии начали использовать для обучения малышей говорению, чтению, иностранному языку, арифметике.

  • Ключевая особенность такой системы – изучение психологического аспекта языка, отсутствие явных правил и сухих формул.

Стоит отметить, что этот нюанс, позиционировавшийся Зайцевым как плюс (и в европейском образовании считающийся нормой), при первой практике в российских школах тут же показал себя нежизнеспособным: совершенно иная система, которую в них практиковали, сделала детей неспособными воспринимать что-либо кроме привычного зубрения правил. По мнению самого Зайцева и многих современных педагогов, это крайне негативно сказывается на последующей адаптации выпускников к реальной жизни, поскольку они могут действовать только по четким схемам, но внутренних процессов каждой из них не понимают.

Позиция Зайцева, когда он разрабатывал свою систему, выглядела следующим образом:

  • Чтение по слогам – малоэффективно. Такой принцип работал в советских школах, но сегодня от него стараются отходить. Проблема в том, что в русском языке существуют слова, которые состоят из 1-го слова, но 5-10 букв, и для малыша прочитать их становится непосильной задачей, если он привык делить слова по слогам. Кроме того, такая привычка впоследствии может привести к тому, что долгое время ребенок все фразы будет читать по слогам, вместо того, чтобы выдать ровное красивое звучание.
  • Названия букв на умение читать не влияют. Это относится к картинкам, которые сопровождают любую азбуку, и по которым ребенок запоминает буквы, ассоциируя их с определенными словами. После этого попытаться ему объяснить, что «медведь» и «аист», чередуясь, рождают «мама» очень сложно. В итоге, родители/педагоги делают двойную работу, которая нередко совершено неэффективна.

Как итог, Николай Александрович пришел к тому, что более логичным для человека обучением языку становится восприятие слов через склады – это 1-2 буквы, которые могут быть как гласными, так и согласными, представлять собой твердый/мягкий знак. Совмещаясь друг с другом, они образуют слова. Принцип слога здесь не работает, поскольку деление складов может совершенно с ним не совпадать. Например, «тетрадь» будет поделена не как «тет» и «радь», а как «т», «ет», «р», «ад», «ь». Буквенные сочетания используются преимущественно так, чтобы они встречались как можно чаще.

Некоторым родителям и педагогам интересно, почему были выбраны именно кубики. Зайцев поясняет свою систему так: для маленького ребенка аналитическое мышление не существует – он воспринимает мир через тактильное и зрительное, поэтому ставку в обучении нужно сделать на органы чувств. Кубики различаются не только написанными буквами/складами, но и цветом, а также размером. Это помогает детям лучше ориентироваться в их многообразии и быстрее запоминать информацию. Кроме того, кубики имеют звук, который тоже различается в зависимости от склада.

Как выглядят кубики?

Методика обучения с кубиками Зайцева: отзывы

Для начала стоит разобраться в том, как выглядит весь обучающий набор. Николай Александрович предлагает 52 кубика, часть из которых (7 шт., если быть точнее) продублирована для особо используемых ребенком слов: это склады «ПА», «МА», «БА», «ДЯ» и т.д. Т.е. те, что имеют связь с самыми важными для него словами – определениями членов семьи.

Все кубики Зайцева можно разбить по нескольким категориям. В первую очередь их легко классифицировать по размеру:

  • Крупные – твердые склады.
  • Мелкие – мягкие склады.

Такая зависимость объясняется напряжением мышц при произнесении той или иной буквы: достаточно сравнить, что происходит, если сказать «ТА» и «ТЯ». Вдобавок ко всему, ширина раскрытия рта на эти склады тоже не одинакова.

Цвет и материал тоже легко помогают понять «суть» буквы или склада:

  • Железные – для твердых, звонких.
  • Деревянные – для твердых, но глухих.
  • Золотые – содержат в себе гласные.
  • Белые – хранят знаки препинания.
  • Деревянно-золотые – имеют мягкий знак на конце.
  • Железно-деревянные – с твердым знаком на конце.

Также отличается и цвет-маркер для букв и складов:

  • голубой отведен гласным;
  • синий – согласным;
  • твердый/мягкий знак – зеленым.

Помимо кубиков методика обучения подразумевает использование специальной таблицы, которую можно найти в открытом доступе, скачать и распечатать. Ее вывешивают так, чтобы ребенку было удобно рассмотреть каждую ячейку. Высоту выбирают согласно росту ребенка: он должен рукой достать до верхнего края.

Как изготовить кубики Зайцева своими руками?

Методика обучения с кубиками Зайцева: отзывы

В силу того, что сам набор обладает высокой стоимостью, многих родителей интересует, как самостоятельно сделать такие кубики. И в большей степени вопросы вызывает не склейка фигурки – базовая раскладка куба, вырезанная из картона, легко фиксируется хорошим клеем ПВА. Затруднения возникают с тем, чтобы качество и работоспособность этих изделий не уступала оригинальным. Специалисты рекомендуют следующее:

  • Бубенчики или большое количество мелких монет – наполнитель для «железных» кубиков, которые должны обозначать звонкие гласные и склады.
  • Деревяшки (штифты), соответственно, вкладываются в «деревянные» кубики и «деревянно-золотые».
  • Совмещение этих 2-х материалов поможет Вам получить «железно-деревянные» элементы.

С цветом несложно разобраться, купив нужный краситель или картон определенного оттенка. Что же касается двойных кубиков, то здесь можно воспользоваться еще одним советом и взять коробки из-под молока, кефира, ряженки и т.д.

  • Обязательно заламинируйте каждый кубик или хотя бы обклейте скотчем, иначе от частого использования бумажный слой и краска испортятся.

Если Вам сложно сделать из картона 52 элемента, либо Вы сомневаетесь в их прочности, можно приобрести в магазине обычные пластмассовые детские кубики, надрезать их по шву и вложить туда необходимый элемент. После шов склеивается суперклеем, а сам кубик остается только окрасить или обтянуть тканью подходящего цвета. И, конечно, нужно не забыть про распечатки с буквами и складами, которые будет читать ребенок.

Отзывы о методике кубиков Зайцева

Методика обучения с кубиками Зайцева: отзывы

Что касается мнения специалистов о данном способе обучения, то оно преимущественно положительное. Безусловно, без критики не обошлось, но она звучит реже, чем похвала в адрес создателя методики. Из относительно-негативных моментов педагоги отмечают невозможность детей после методики Зайцева читать по слогам, а также сложность с идентификацией твердости/мягкости согласного звука в школе, поскольку там используется иная система. Упоминается и высокая стоимость набора, а также необходимость родителей уделять ребенку время для обучения такого плана, однако эти недочеты – личный вопрос каждого, т.е. совершенно не объективны.

Что же говорят сами родители?

  • Галина: Стоимость набора Зайцева, конечно, вызывает недоумение – за что платить 5-6 тыс. руб.? Однако сама система мне очень понравилась: ребенку действительно интересно, пока он увлечен игрой и песенками, которые идут на прилагающемся к набору диске, он незаметно для себя учится читать. Когда дочь пошла в школу, первый год ей вообще делать было нечего, поскольку она уже бойко читала, пока одноклассники пытались слоги в слова связать.
  • Кристина: Методика Зайцева не для занятых родителей. Если вам хочется, чтобы ребенок учился сам, это не сюда. Вам придется уделять малышу много внимания, играя вместе с ним. У нас с этим, к счастью, проблем нет: совместные игры в расписании каждый день, только что вместо обычных пирамидок и конструкторов мы начали возиться с кубиками, петь песенки и одновременно учить слова. Дочь стала бойко читать в 3,5 года, при этом училась не больше 2-х месяцев.

Интересные новости:

Понравилось? Поделись ссылкой!

Ознакомьтесь с этим: